среда, 13 апреля 2011 г.

ЗНАКИ НА СКОРОСТНЫХ ТРАССАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОЧЕВИДНОГО


ЧАСТЬ III.


Благодаря механизму опережающего отражения и модели будущего у нас всегда есть знак решения. То есть, человек приступая к решению какой-то задачи, заранее, бессознательно, как правило, знает, что именно будет означать для него, что задача решена. Поэтому в человеческом поведении часто складывается такая ситуация: задачка уже решена, и для внешнего наблюдателя это абсолютно ясно, а человек все еще продолжает прикладывать усилия в направлении ее решения, потому что он не получил тот знак, который бессознательно у него сформировался. Особенно это очень часто случается в препозиционных задачах, задачах, связанных с отношениями.


Есть установка, что решение обязательно обозначится конкретным знаком. Отсюда, будущее в психологическом преломлении — оно либо желаемое, либо гарантированное, либо ожидаемое. Поэтому если мы хотим адекватно интерпретировать поведение конкретного человека, мы, прежде всего, должны ознакомиться с его будущим, поскольку оно, по закону максимальной предсказуемости, как проекция устройства общей жизни, психологически присутствует в настоящем. То есть это, строго говоря, и не будущее вовсе.

Человек старается уничтожить будущее, превратив его:

— в желания: «хочу, чтоб так было»,
— в гарантии: «хочу гарантии, что, если я сделаю то-то и то-то, то я получу то-то и то-то»,
— в ожидания, когда человек говорит одно, но ожидает другое, в чем он может даже себе не признаваться … но опыт (?!) ему подсказывает, «что все будет значительно хуже»...

Оптимист от пессимиста отличается тем, что у оптимиста преобладает желаемое, а у пессимиста — ожидаемое. Но и те и другие хотят гарантий. И даже при патологической адаптации личности, когда невозможно, в силу тех или иных причин, построить модель гарантированного будущего со знаком плюс, а только со знаком минус, все равно, оно должно быть гарантированное, то есть максимально предсказуемое.

Наше мышление (то, что мы называем «думать») есть бесконечная возня с будущим. И поэтому никто настоящего не воспринимает. Понятно, что я утрирую. Но в принципе, если говорить о каких-то взаимоотношениях с жизнью, то жизнь устроена так, что максимальная предсказуемость, как основной закон общежития, отражается в нашем мышлении. Поскольку НАШЕ мышление — это коллективное мышление. Ничего персонального в нем практически нет. В том, что обычно люди называют «я думаю». Опять же, утрирую.

И, естественно, события, которые с нами происходят, оцениваются по соответствию или не соответствию имеющейся модели будущего. Поэтому, когда человек задает вопрос, он уже, как правило, знает ответ. И спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы получить подтверждение, что его ответ правильный. Но он и будет правильным, потому что гарантированное будущее в большинстве случаев среднестатистическое.

За счет этого механизма человек вписывается в систему коллективных ожиданий. И, таким образом, ликвидирует будущее как реальность, и, что самое печальное, события оцениваются по модели будущего. Даже если это неожиданное событие, все равно, человек инстинктивно скажет: «Я так и знал, я так и чувствовал, так и должно было случиться, потому что если я не знал, не чувствовал и случиться должно было не так, тогда я оказываюсь сам с собой без «Мы». Вот то, что обычно называется думать.

Но поскольку «Я» есть у всех, но у одних оно прикреплено к личности (в основном), у других — к душе, у третьих — к биоприроде, но оно есть, поэтому кроме описанного способа псевдодумания есть еще и работа сознания. Сознание — некая загадочная штуковина, в которую входят: сверхсознание, подсознание, бессознательное, память. Память, когда дело касается персонального человека, — это его память. Память выделяют оперативную, долговременную, кратковременную — аналогично подразделения сознания. То есть, когда мы говорим «сознание», то мы имеем нечто, происходящее с памятью, — в отличие от мышления, память представляет для нас прошлое. То, что в быту принято называть «опыт».


Естественно, каждый человек склонен считать, что его опыт исчерпывает всеобщий опыт, потому что он все равно есть «Мы», а не «Я». Но в автобиографиях, некоторых эмоциональных происшествиях и так далее, человек прошлое приписывает себе, а не коллективу. То есть, психологически прошлое единично. Таким образом, самоидентификация (ощущение себя собой) вне Мы в норме полностью зависит от прошлого и ваших отношений с ним.

Когда прошлое в силу каких-то причин расходится с будущим, которое, на самом деле, заменяет нам настоящее, тогда происходит самое удивительное, на что способен человек, — корректировка прошлого. То есть некоторые факты прошлого вытесняются, на их место ставятся выдуманные, фантастические факты, и человек осваивает эти выдуманные факты как реальные. Спустя некоторое время, он уже говорит об этом как о случившемся, как о реальном своем прошлом. Хотя борьба за прошлое — это самое бесполезное занятие из всех бесполезных занятий.



ИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий